Russian Orthodox Church




1865-1925

1863-1936

1873-1965

1903-1985

1910-2006
28 Апр, 2024 г. - 04:28
+++++
Разделы
· АРХИВ (15 Июн, 2006)
· ДОКУМЕНТЫ (04 Янв, 2017)
· ИСТОРИЯ (20 Сен, 2009)
· ПОСЛАНИЯ (21 Апр, 2011)
· СОБОРЫ (14 Июн, 2006)
· СТАТЬИ (17 Апр, 2020)
· УКАЗЫ (01 Авг, 2007)
· ХРОНИКА (18 Мая, 2009)
Оглавление
· Главная страница
· ~Обновления
· ~Православное Обозрение (22)
· ~Православное Обозрение (24)
· ~Православное Обозрение (26)
· ~Шрифты к текстам
Поиск

Обновления
· Архиепископ Виктор, Славянский и Южно-Российский. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
(17 Апр, 2020)
· Архиепископ Виктор, Славянский и Южно-Российский. С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ ВАС ОТЦЫ, БРАТЬЯ И СЕCТРЫ!
(03 Янв, 2020)
· Архиепископ Виктор, Славянский и Южно-Российский. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
(14 Апр, 2017)
· Архиепископ Виктор, Славянский и Южно-Российский. С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!
(04 Янв, 2017)
· Свидетельство еп. Варфоломея о фальсификации документов 2006 г. прот. В. Жуковым (+ аудио запись)
(04 Янв, 2017)
· Архиепископ Виктор, Славянский и Южно-Российский. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
(28 Апр, 2016)
· Архиепископ Виктор, Славянский и Южно-Российский. С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!
(05 Янв, 2016)
· Архиепископ Виктор, Славянский и Южно-Российский. ХРИСТОСЪ ВОСКРЕСЕ!
(05 Янв, 2016)
· Архиепископ Виктор, Славянский и Южно-Российский. РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ.
(05 Янв, 2015)
· Архиепископ Виктор, Славянский и Южно-Российский. ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ.
(17 Апр, 2014)
+++++

Эсхатология - Православное учение о конце мира и человека.
  
Блаженнейший Митрополит Антоний (Храповицкий). СУДЬБЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ УСОПШЕМ ПАТРИАРХЕ И О ПАТРИАРШЕСТВЕ. КОНЧИНА ПАТРИАРХА ТИХОНА.
07 Апр, 2009 г. - 12:09
СТАТЬИ 

Преставление свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России (1925)


Святѣйшій Патріархъ Тихонъ скончился 25 марта/7 апрѣля 1925 года въ 11 часовъ 45 минутъ ночи въ Москвѣ въ больніицѣ Бакунина на 61-мъ году своей жизни.

Кончина Патріарха Тихона, ранѣе отличавшагося добрымъ здоровьемъ, явилась неожиданной и загадочной. Существуетъ три версіи объ истинной причинѣ смерти Патріарха Тихона. 1) Патріархъ Тихонъ былъ отравленъ въ больницѣ по приказанію совѣтской власти. Эта версія была широко распространена въ эмиграціи. 2) Патріархъ Тихонъ былъ отравленъ медленно дѣйствующимъ ядомъ, который подсыпалъ въ его пищу находившійся вблизи, его тайный агентъ совѣтской власти. Возможность этого допускалъ владыка Антоній и 3) Патріархъ Тихонъ скончался естественной смертью, но подорвалъ свое здоровье отъ тѣхъ терзаній и волненій, которыя ему пришлось переносить при управленіи Русской Православной Церковью при безбожной власти, особенно усилившаяся въ послѣдніе годы его жизни, когда ему пришлось столкнуться съ различными непріемлимыми для него требованіями Тучкова, при чемъ непосредственной причиной смерти было волненіе, пережитое Патріархомъ при обсужденіи съ митрополитомъ Петромъ текста деклараціи, которую требовала отъ него совѣтская власть. Такъ или иначе, но несомнѣнно, что Патріархъ Тихонъ скончался, положивъ свою жизнь въ защитѣ и борьбѣ за Русскую Православную Церковь, гонимую и уничтожаемую безбожной совѣтской властью.

Такъ воспринялъ кончину Патріарха Тихона весь Русскій народъ и вся Русская эмиграція и въ ихъ сознаніи Патріархъ Тихонъ явился исповѣдникомъ и страстотерпцемъ за Христову Церковь въ Россіи. О смерти Патріарха Тихона Московская паства была оповѣщена 12-ю ударами Московскаго колокола. 26 марта/8 апрѣля тѣло почившаго Первоіерарха было перенесено въ Донской монастырь по древнему чину перенесенія русскихъ патріарховъ. Службы у гроба совершались безпрерывно. Погребеініе Патріарха совершенно 30 марта — 12 апрѣля. Онъ погребенъ въ Донскомъ монастырѣ. Торжественный чинъ погребенія совершили пять митрополитовъ, шестьдесять три епископа и до 500 священниковъ при стеченіи народа до 600 тысячъ человѣкъ стотысячныя толпы, жаждавшія поклониться почившему, по 8-10 часовъ выстаивали въ очереди, тянувшейся до 3-хъ верстъ...

30 марта/12 апрѣля 1925 года владыка Антоній въ Русской православной церкви въ г. Бѣлградѣ послѣ совершенія панихиды по почившемъ патріархѣ Тихонѣ сказалъ слѣдующее:






Судьбы Русской Православной Церкви



„Сегодня въ нѣсколкіихъ словахъ я изложилъ вамъ, православные слушатели, какую нравственную потерю понесли мы съ кончиной Святѣйшаго Патріарха Тихона. Теперь опечалю васъ еще болѣе, пояснивъ въ какомъ безпомощномъ сиротствѣ осталась послѣ него наша Св. Церковь Россійская. Вы читали, конечно, въ газетахъ, что „Россiйскiй Синодъ въ Москвѣ" постановилъ уже новаго Патріарха не избирать, но не думайте, однако, что это законный Синодъ при Патріархѣ; нѣтъ здѣсь разумѣется лже-синодъ живо-церковниковъ, состоящій изъ лже-архіереевъ, лишившихся своего священнаго сана (по 14 пр. Двукратного Собора), когда они отторглись отъ власти законнаго главы Русской Церкви Св. Патріарха. Съ того времени они не собраніе архіереевъ, а какъ выражаются наши каноническія книги о соборѣ иконоборцевъ: „богоборные и несвященные архіереи въ ихъ нечестивомъ и скверномъ соборищѣ", то подобіе священнодѣйствій, которыя они совершаютъ въ своихъ храмахъ, не освящаетъ ихъ, но, по 68 пр. Карфагенскаго собора еще болѣе омрачаетъ и оскверняетъ. На своихъ, съ позволенія сказать, литургіяхъ они приносятъ не Тѣло и Кровь Христову, но пищу демоновъ, какъ выражается преподобный Ѳеодоръ Студить. Эта „живая церковь" въ полномъ своемъ составѣ со своими лже-архіереями, двоеженцами и прелюбодѣями выродилась изъ того худшаго элемента въ нашемъ духовенствѣ, который, принявъ священный санъ не по убѣжденію, а „сквернаго ради прибытка" (Тит. 1, 11) всю свою жизнь работалъ не на пользу православія, а для разложенія его и на всѣхъ духовныхъ собраніяхъ и соборахъ боролся противъ всего предпринимаемаго во славу Церкви. Типъ этихъ изверговъ духовнаго сословія описанъ нашимъ писателемъ въ лицѣ семинариста-атеиста Ракитина. Особенно настойчиво съ разными бесчестными пріемами боролись они во время Московскаго Великаго Собора противъ возстановленія патріаршества, когда одинъ профессоръ академіи имѣлъ безстыдство передъ лицомъ всего Собора заявить, что, по его мнѣнію, оберъ-прокуроръ Синода, этотъ органъ порабощенія Церкви, все таки лучіше чѣмъ Патріархъ.

Составивъ въ 1923 году свое скверное соборище, эта „живая церковь" установила отмѣну патріаршества вопреки ясно выраженному 34 правилу Св. Апостоловъ о томъ, что „епископы всякаго народа должны знать старшаго между ними и почитать его яко главу и ничего не дѣлать безъ его согласія". Разумѣется они приложатъ всѣ старанія, чтобы не только ихъ раскольничая церковь, кстати сказать оставшаяся безъ паствы, отошедшей опять къ Патріарху, но и настоящіе православные христіане не получили высшаго пастыря, но чтобы надъ ними исполнилось грозное слово пророка: „поражу пастыря и разыдутся овцы стада".

Возможно, что теперь осиротѣвшая паства Россійская, привыкшая при своей простотѣ кланяться всякому одѣтому въ священныя облаченія, съ обычнымъ терпѣніемъ отнесется къ ожидаемому съ кончиной Святѣйшаго патріарха Тихона избіенію и разогнанію всѣхъ законныхъ архипастырей и отъ нашего православія въ Россіи останутся только жалкіе обрывки, какъ во времена торжества иконоборцевъ, и что вообще православію въ Россіи пришелъ конецъ. Онъ было почти пришелъ и въ 1922 году, когда арестовали Святѣйшаго Патріарха. Изъ этого послѣдняго указанія мы должны видѣть, какую незамѣнимую ценность представляетъ собою Всероссійскій Патріархъ и какую ужасную потерю являетъ всему христіанству его кончина. Прибавьте къ этому еще то горестное обстоятельство, что лукавые живоцерковники въ своихъ лживыхъ и лицемѣрныхъ посланіяхъ прочимъ Патріархамъ православнымъ упорно скрываютъ истину: они замалчиваютъ то обстоятельство, что они откололись отъ Церкви и ея каноновъ, и утверждаютъ, что ихъ лже-синодъ является законнымъ продолженіемъ бывшаго всероссійскаго православнаго синода. Покойный Вселенскій Патріархъ Григорій настолько довѣрился ихъ льстивому обману, что осмѣлился вопреки священнымъ канонамъ предложить Святѣйшему Тихону добровольно оставить свою каѳедру и предоставить ему вместѣ съ новымъ Синодомъ установить высшее управленіе Русской Церкви.

Я благодарю Господа Бога, что на этихъ дняхъ получилъ черезъ Патріарха Іерусалимскаго отвѣтное письмо покойнаго Святѣйшаго Тихона къ покойному Григорію, въ которомъ онъ указываетъ во-первыхъ на каноническую незаконность попытокъ такого вмѣшательства, а во-вторыхъ, что „живая церковь" и живоцерковный синодъ неканоническіе и безблагодатные. Посланіе это было написано въ 1924 году; но, конечно, живоцерковники не прекратятъ своихъ шантажныхъ пріемовъ, чтобы ввести въ обманъ прочія Православныя Церкви и тѣмъ содѣйствовать разложенію русской церковной жизни.

Таковы мрачные горизонты нашей церковной жизни. Внѣшняя сила на сторонѣ враговъ Церкви, а большинство народа почти всегда идетъ туда, гдъ внѣшняя сила. Но у русскихъ людей имѣется одно исключительное среди всѣхъ народовъ свойство: любить истину и поклоняться ей не столько тогда, когда она окружена силой и славой, сколько тогда, когда она окружена страданіями и униженіемъ.

Въ тяжкихъ страданіяхъ пребываетъ наша іерархія и наше духовенство вотъ уже свыше семи лѣтъ. Свыше 30 іерарховъ и 1000 священниковъ убиты и до настоящаго времени 80 іерарховъ томятся въ тюрьмахъ или въ далекой ссылкѣ съ гораздо большимъ числомъ священниковъ и монаховъ.

Люди, пріявшіе муку за вѣру Христову, но не убитые за нее до смерти, именуются святыми Исповѣдніками, а убитые за вѣру именуются святыми Мучениками.

Святѣйшаго Тихона Вселенская Патріархія еще нѣсколько лѣтъ тому назадъ наименовала Исповѣднікомъ; если же принять то весьма вѣроятное извѣстіе, что онъ отравленъ, большевиками медленно дѣйствующимъ ядомъ, причиняющимъ астму, а черезъ годъ-два и самую смерть, то святѣйшаго Тихона должно именовать Священномученикомъ, и мы будемъ надѣяться, что память о его мученіяхъ и блаженной кончинѣ пробудить въ русскихъ сердцахъ то восторженное поклоненіе, которое удержитъ ихъ отъ какихъ бы то ни было уступокъ врагамъ Церкви, а тѣмъ болѣе отъ измѣны Православию и перехода въ лагерь нечестивыхъ, Святѣйшему же Тихону сплететъ вѣнецъ вѣчной славы и здѣсь на землѣ и въ царствіи небесномъ передъ престоломъ Всевышняго".

Вскорѣ послѣ этого владыка Антоній написалъ вторую статью о скончавшемся патріархѣ Тихонѣ.







Еще нѣсколько словъ объ усопшемъ Патріархѣ и о Патріаршествѣ.



Не одинъ разъ писали мы въ повременныхъ изданіяхъ и въ нарочитыхъ брошюрахъ о томъ, что намѣчено въ настоящемъ заглавіи. Особенно характерны были собранныя въ нашей памяти и изложенныя въ брошюрѣ Земунскаго Братства свѣдѣнія о Святѣйшемъ, увы, уже покойномъ. А о значеніи патріаршества въ Россіи и вообще въ Христовой Церкви мы читали нѣсколько публичныхъ лекцій, начиная съ 1906 года въ Россіи и не менѣе того заграницей, со времени переселенія нашего. И все таки сказали и написали не все.

Хочу теперь поставить вопросъ, что привлекало сердца къ личности патріарха Тихона? Сердца его товарищей по академіи, курсъ которой онъ проходилъ, когда я былъ въ ней сперва субинспекторомъ, а потомъ доцентом? Сердца духовенства и паствы въ Америкѣ, въ Ярославлѣ, въ Вильнѣ и, наконецъ, въ Москвѣ? Не былъ усопшій ни краснорѣчивымъ проповѣдникомъ, ни блестящимъ ученымъ, ни красавцемъ по наружности, но всѣ видѣли въ немъ открытую, чисто русскую душу, искренно благожелательную ко всѣмъ и не превозносящуюся ни передъ кѣмъ.

Послѣ перваго же разговора со студентомъ Беллавинымъ, съ ректоромъ Тихономъ, съ владыкой Тихономь, съ патріархомъ Тихономъ, всякій чувствовалъ его близкимъ себѣ и себя близкимъ ему. Такое духовное притяженіе къ нему чувствовали даже люди замкнутые въ себѣ и холодные, какъ, напримѣръ, усопшій Кіевскій митрополитъ Флавiанъ, который сердечно приблизилъ къ себѣ только его одного и еще старика епископа Павла Чигиринскаго. Особенно близкихъ друзей у Свят. Тихона можетъ быть и не было, ибо для него являлся другомъ почти всякiй встрѣчный. Такое отношенiе къ ближнимъ описано, въ „Войнѣ и Мирѣ" въ лицѣ стараго русскаго солдата Платона Каратаева. Такое отношеніе есть особенный даръ Божій, поддержанный преданнымъ Его волѣ христіаниномъ. Онъ умножается и развивается черезъ стремленіе найти въ ближнемъ что-либо лучшее въ немъ, тогда какъ противоположные сему характеры ищутъ въ людяхъ что либо недоброе и осуждаютъ ихъ правильно или неправильно. Собесѣдникъ доброжелательнаго христіанина обыкновенно сразу чувствуетъ такой призывъ къ его душѣ и тоже радостно откликается. И почти всѣ люди и даже домашнія животныя подлежатъ такому закону душевной природы, или лучше сказать не природы, а благодати Божіей въ человѣкѣ. Господь сказалъ о Своемъ Предтечѣ: „Онъ былъ свѣтильникъ горящій и свѣтящій; а вы хотѣли малое время порадоваться при свѣтѣ его" (Іоан. 5, 35). Вотъ нѣчто подобное можно сказать о воздѣйствіи на окружающихъ и на всѣхъ соприкасавшихся съ нимъ, которое производила личность патріарха Тихона. Правда, онъ мало походилъ на грознаго пророка Іоанна, развѣ только тѣмъ, что подобно ему былъ дѣвственникомъ отъ чрева матери своей и преданнымъ своему духовному долгу безъ самовосхваленія и тщеславія.

Скажемъ теперь, что подобная отрѣшенность отъ личной жизни освобождаетъ умъ человека отъ предубѣжденій и пристрастія и открываетъ его духовный взоръ для усмотрѣнія дѣйствительной общественной пользы; отсюда является то, что не совсѣмъ правильно называютъ административнымъ талантомъ, а должно назвать пастырское дарованiе.

Не это ли дарованіе послужило причиной тому, что Великій Всероссійскій Церковный Соборъ, начавшійся на революціонной, почти противоцерковной почвѣ, послѣ избранія патріарха Тихона, которому предшествовали отчаянные споры, ссоры, интриги и обструкцiи, вдругъ смягчился, притихъ, не въ страхѣ, а въ примиренномъ настроеніи, такъ что дальнѣйшія пренія уже не имѣли прежней остроты и не вызывали взаимнаго раздраженія, ни злобы членовъ другъ противъ друга. Тутъ всѣ поняли, какое возвышающее значеніе имѣетъ единый общій пастырь, носящій въ сердцѣ своемъ все стадо.

Послѣдними словами мы выразились не случайно. Такой долгъ, такое стремленіе усвоилъ себѣ патріархъ Тихонъ; въ первомъ же отвѣтѣ церковному начальству, явившемуся къ нему съ докладомъ о томъ, что именно его избралъ Соборъ во Всероссійскіе Патріархи онъ взволнованнымъ голосомъ повторилъ слова Моисея: „Ты возложилъ на меня бремя народа сего.. Развѣ я носилъ во чревѣ весь народъ сей, и развѣ я родилъ его, что Ты говоришь мнѣ: неси его на рукахъ твоихъ, какъ нянька носить ребенка... Я одинъ не могу нести всего народа сего, потому что он тяжелъ для меня". (Числ. 11, 11-14).

Правильно понялъ свое призваніе покойный Патріархъ и, понявъ его, слѣдовалъ ему. Вотъ почему и Великій Соборъ подъ его материнскимъ объединеніемъ слился въ одну семью, и понятно; гдѣ есть отецъ или мать, тамь есть и семья, а гдѣ нѣтъ родителей, тамъ по пословицѣ: братъ брату сосѣдъ и только. Таково великое значеніе патріаршества вообще и Патріарха Тихона въ частности для преуспѣянія Церкви во взаимной любви и благочестіи. Поэтому Церковь, лишенная высшаго пастыря, называется вдовою, вдовствующей, и таковою была Православная Русская Церковь 217 лѣтъ со времени лишенія Ея Петромъ І-мъ общага отца и пастыря.

Мы сказали о настроеніи. Московскаго Собора, который возвратилъ „стаду - пастыря, тѣлу - главу, братству - отца" (какъ выражались Новоіерусалимскіе монахи въ 1681 году, умоляя молодого царя Ѳеодора Алексѣевича возвратить къ нимъ изъ ссылки Патріарха Никона) и былъ несогласнымъ до самаго дня избранія Патріарха, а потомъ слился въ единое братство. Однако, въ каждомъ братствѣ, имѣются предатели, какъ и въ семьѣ Апостоловъ былъ Іуда, а въ каждомъ садѣ найдется ядовитый горькій корень, выспрь прозябай (Евр. XII, 15). Таковые были и среди членовъ Собора, но они тогда умолкли и притаились, пристыженные общимъ духовнымъ подъемомъ всего собранія; это были тѣ, которые потомъ составили изъ себя „живую" и обновленческую или лже-апостольскую церковъ, „произрощая ядъ и полынь" (Втор. 29, 18). По воцареніи большевиковъ-нигилистовъ они подняли свои пустыя головы и составили общество, идущее навстрѣчу низкимъ страстямъ человѣчества; стали соединять прелюбодѣйнымъ бракомъ монаховъ и священниковъ и даже епископовъ, отмѣнять св. посты, сокращать службы и т. п. Они то явились непримиримыми врагами Свят. Патріарха, врагами Церкви, врагами Христовыми. Это новые Николаиты, о коихъ писалъ Христосъ рукою Іоанна Богослова Ангелу Ефесской Церкви: „то въ тебѣ хорошо, что ты ненавидишь дѣла Николаитовъ, которыя и Я ненавижу" (Апок. 2, 6). Честь и слава покойному Патріарху, что онъ при всемъ своемъ благонисхожденіи къ людямъ, при всемъ своемъ стремленіи къ миру, ни на шагъ не уступилъ этой „неплодящей" живой церкви, а кающихся отъ нея принималъ третьимъ чиномъ, какъ еретиковъ и раскольниковъ, и переосвящалъ храмы, возвращавшіеся отъ нихъ къ законному пастырю, какъ храмы, „оскверненные еретиками''.

Да послужитъ же такое мужественное, твердое и любвеобильное стояніе усопшаго Пастыря руководствомъ и намъ всѣмъ, пастырямъ и паствѣ, къ неуклонному держанію Православной Вѣры и Церкви, къ непреклонному противленію всякой ереси и расколу, приходящимъ изъ за границы отъ латинянъ и протестантовъ, а равно и возникающимъ въ Россіи сектамъ и всякимъ лже-ученіямъ. Начертаемъ въ своихъ сердцахъ слова Божіи: „Аще кто Церковь преслушаетъ, буди тебѣ якоже язычникъ и мытарь" и слова Св. Кипріана Карѳагенскаго: „кому Церковь не мать, тому Богъ не отецъ".

А учителя сей истины Святѣйшаго Патріарха Тихона, да упокоить Господь въ селеніяхъ праведныхъ, да и онъ вслѣдъ за Христомъ по слову Писанія: „на подвигъ души своей будетъ взирать съ довольствомъ; чрезъ познаніе Его, онъ праведникъ, рабъ Мой" (Исаіи 53, 11).





+ Митрополитъ Антонiй (Храповицкiй)

(Архiепископъ Никонъ (Рклицкiй) "Жизнеописанiе Блаженнѣйшаго Антонiя, Митрополита Кiевскаго и Галицкаго"; Том VI, Кончина Патрiарха Тихона)








РОССИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Архиепископ Виктор, Славянский и Южно-Российский