Russian Orthodox Church




1865-1925

1863-1936

1873-1965

1903-1985

1910-2006
28 Мар, 2024 г. - 16:49
+++++
Разделы
· АРХИВ (15 Июн, 2006)
· ДОКУМЕНТЫ (04 Янв, 2017)
· ИСТОРИЯ (20 Сен, 2009)
· ПОСЛАНИЯ (21 Апр, 2011)
· СОБОРЫ (14 Июн, 2006)
· СТАТЬИ (17 Апр, 2020)
· УКАЗЫ (01 Авг, 2007)
· ХРОНИКА (18 Мая, 2009)
Оглавление
· Главная страница
· ~Обновления
· ~Православное Обозрение (22)
· ~Православное Обозрение (24)
· ~Православное Обозрение (26)
· ~Шрифты к текстам
Поиск

Обновления
· Архиепископ Виктор, Славянский и Южно-Российский. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
(17 Апр, 2020)
· Архиепископ Виктор, Славянский и Южно-Российский. С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ ВАС ОТЦЫ, БРАТЬЯ И СЕCТРЫ!
(03 Янв, 2020)
· Архиепископ Виктор, Славянский и Южно-Российский. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
(14 Апр, 2017)
· Архиепископ Виктор, Славянский и Южно-Российский. С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!
(04 Янв, 2017)
· Свидетельство еп. Варфоломея о фальсификации документов 2006 г. прот. В. Жуковым (+ аудио запись)
(04 Янв, 2017)
· Архиепископ Виктор, Славянский и Южно-Российский. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
(28 Апр, 2016)
· Архиепископ Виктор, Славянский и Южно-Российский. С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!
(05 Янв, 2016)
· Архиепископ Виктор, Славянский и Южно-Российский. ХРИСТОСЪ ВОСКРЕСЕ!
(05 Янв, 2016)
· Архиепископ Виктор, Славянский и Южно-Российский. РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ.
(05 Янв, 2015)
· Архиепископ Виктор, Славянский и Южно-Российский. ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ.
(17 Апр, 2014)
+++++

Эсхатология - Православное учение о конце мира и человека.
  
ПОСЛАНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА ТИХОНА СОВЕТУ НАРОДНЫХ КОММИСАРОВ. ГОНЕНИЯ НА РУССКУЮ ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ В С.С.С.Р; ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОЙ ЦЕРКВИ ПОД ВЛАСТЬЮ БОЛЬШЕВИКОВ ("Жизнеописание" Том VI, Глава II)
22 Фев, 2010 г. - 09:26
СТАТЬИ 

-------------------[увеличить]


ОТ РЕДАКЦИИ: Продолжаем публикацию важных материалов и документов из многотомного издания архиеп. Никона (Рклицкого) «Жизнеописанiе Блаженнѣйшаго Антонiя, Митрополита Кiевскаго и Галицкаго» Том VI, Глава II: Гоненiя на Русскую Православную Церковъ въ С.С.С. Р. и Заключенiе Патрiарха Тихона. Часть А: ПОЛОЖЕНІЕ РУССКОЙ ЦЕРКВИ ПОДЪ ВЛАСТЬЮ БОЛЬШЕВИКОВЪ. (Издание Северо-Американской и Канадской епархии 1960 г.).


... Мы переживаемъ ужасное время вашего владычества и долго оно не изгладится изъ души народной, омрачивъ въ ней образъ Божій и запечатлѣвъ въ ней образъ звѣря...

(из послания Патриарха Тихона Советскому правительству; 25 октября 1918 года)





ПОСЛАНІЕ СВЯТѢЙШАГО ТИХОНА ПАТРІАРХА МОСКОВСКАГО И ВСЕЯ РОССІИ

ПО ПОВОДУ ГОДОВЩИНЫ СОВѢТСКОЙ ВЛАСТИ.

(Совѣту Народныхъ Комиссаровъ)





„Всѣ, взявшіе мечъ, мечемъ погибнуть" (Мѳ. 26, 52).


Это пророчество Спасителя обращаемъ мы къ вамъ, нынѣшніе вершители судебъ нашего отечества, называющіе себя „народными" комиссарами. Цѣлый годъ вы держите въ рукахъ своихъ государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину октябрьской революціи; но рѣками политая кровь братьевъ нашихъ, безжалостно убитыхъ по вашему призыву, вопіетъ къ небу и вынуждаетъ насъ сказать вамъ горькое слово правды.

Захватывая власть и призывая народъ довѣриться вамъ, какія обѣщанія давали вы ему и какъ исполнили эти обѣщанія?

Поистинѣ, вы дали ему камень вмѣсто хлѣба и змѣю вмѣсто рыбы (Мѳ. 7, 9-10). Народу, изнуренному кровопролитной войной, вы обѣщали дать миръ „безъ аннексій и контрибуцій".

Отъ какихъ завоеваній могли отказаться вы, приведшіе Россію къ позорному миру, унизительныя условія котораго даже вы сами не рѣшались обнародовать полностью? Вмѣсто аннексій и котрибуцій великая наша родина завоевана, умалена, расчленена и въ уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите въ Германію не вами накопленное золото.

Вы отняли у воиновъ все, за что они прежде доблестно сражались. Вы научили ихъ, недавно еще храбрыхъ и непобѣдимыхъ, оставить защиту родины, бѣжать съ полей сраженій. Вы угасили въ сердцахъ ихъ воодушевлявшее ихъ сознаніе, что „больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положить за друга своя" (Іоа. 15, 13).

Отечества вы подмѣнили бездушнымъ интернаціоналомъ, хотя сами отлично знаете, что когда дѣло касается защиты отечества, пролетаріи всѣхъ странъ являются вѣрными его сынами, а не предателями.

Отказавшись защищать родину отъ внѣшнихъ враговъ, вы, однако, безпрерывно набираете войска. Противъ кого вы ихъ поведете?
Вы раздѣлили весь народъ на враждующіе между собой станы и ввергли его въ небывалое по жестокости братоубійство. Любовь Христову вы открыто замѣнили ненавистью, и вмѣсто мира искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами вайнѣ, такъ какъ вы стремитесь руками русскихъ рабочихъ и крестьянъ доставить торжество призраку міровой революціи.

Не Россіи нуженъ быль заключенный вами позорный миръ съ внѣшнимъ врагомъ, а вамъ, задумавшимъ окончательно разрушить внутренній миръ. Никто не чувствуетъ себя въ безопасности; всѣ живутъ подъ постояннымъ страхомъ обыска, грабежа, выселенія, ареста, разстрѣла. Хватаютъ сотнями беззащитныхъ, гноятъ цѣлыми мѣсяцами въ тюрьмахъ, казнятъ смертію часто безъ всякаго слѣдствія и суда, даже безъ упрощеннаго вами введеннаго суда, Казнятъ не только тѣхъ, которые предъ вами въ чемъ-либо провинились, но и тѣхъ, которые даже предъ вами завѣдомо ни въ чемъ не виноваты, а взяты лишь въ качествѣ „заложниковъ"; этихъ несчастныхъ убиваютъ въ отместку за преступленія, совершенныя лицами не только имъ не единомышленными, а часто же вашими же сторонниками или близкимъ вамъ по убѣжденіямъ. Казнятъ епископовъ, священниковъ, монаховъ и монахинь, ни въ чемъ неповинныхъ, а просто по огульному обвиненію въ какой-то расплывчатой и неопределенной контръ-революціи. Безчеловѣчная казнь отягчается для православныхъ лишеніемъ послѣдняго предсмертнаго утѣшенія напутствія Св. Тайнами, а тѣла убитыхъ не выдаются родственикамъ для христіанскаго погребенія.

Не есть ли все это верхъ безцѣльной жестокости со стороны тѣхъ, которые выдаютъ себя благодѣтелями человѣчества и будто-бы сами когда-то много претерпѣли отъ жестокихъ властей?

Но вамъ мало, что вы обагрили, руки русскаго народа его братской кровью; прикрываясь различными названіями — контрибуцій, реквизицій и націонализацій, вы толкнули его на самый открытый и беззастѣнчивый грабежъ. По вашему наущенію разграблены или отняты земли, усадьбы, заводы, фабрики, дома, скотъ, грабятъ деньги, вещи, мебель, одежду. Сначала подъ именемъ „буржуевъ" грабили людей состоятельныхъ, потомъ подъ именемъ „кулаковъ" стали уже грабить и болѣе зажиточныхъ и трудолюбивыхъ крестьянъ, умножая, такимъ образомъ нищихъ, хотя вы не можете не сознавать, что съ разореніемъ великаго множества отдѣльныхъ гражданъ уничтожается народное богатство и разоряется сама страна.

Соблазнивъ темный и невѣжественный народъ возмож¬ностью легкой и безнаказанной наживы, вы отуманили его совѣсть и заглушили въ немъ сознаніе грѣха; но какими бы дѣяніями не прикрывались бы злодѣянія, — убійство, насиліе, грабежъ всегда останутся тяжкими и вапіющими къ небу объ отмщеніи грѣхами и преступланіями.

Вы обѣщали свободу.

Великое благо свобода, если она правильно понимается, какъ свобода отъ зла, не стѣсняющая другихъ, не переходящая въ произволъ и своеволіе. Но такой свободы вы не дали; во всяческомъ потворствѣ низменымъ страстямъ толпы, въ безнаказанности убійствъ и грабежей заключается дарованная вами свобода. Всѣ проявленія, какъ истинной гражданской, такъ и высшей духовной свободы человѣчества подавлены вами безпощадно. Это, ли свобода, когда никто безъ особаго разрѣшенія не можетъ провезти себѣ пропитаніе, нанять квартиру, переѣхать изъ города въ городъ? Это ли свобода, когда семьи, а иногда и населенія цѣлыхъ домовъ выселяются и имущество выкидывается на улицу и когда граждане искусствено раздѣлены на разряды, изъ которыхъ нѣкоторые отданы на голодъ и разграбленіе? Это ли свобода, когда никто не можетъ высказать открыто свое мнѣніе, безъ опасенія попасть подъ обвиненіе въ контръ-революціи? Гдѣ свобода слова и печати? Гдѣ свобода церковной проповѣди? Уже заплатили своею кровію мученичества многіе смѣлые церковные проповѣдники; голосъ общественнаго и государственнаго обсужденія и обличенія заглушенъ; печать, кромѣ узко-большевицкой, задушена совершенно.

Особенно, больно и жестоко нарушеніе свободы въ дѣлахъ вѣры. Не проходить дня, чтобы въ органахъ вашей печати не помѣщались самыя чудовищныя клеветы на Церковь Христову и ея служителей, злобныя богохульства и кощунства. Вы глумитесь надъ служителями алтаря, заставляете епископовъ рыть окопы (епископъ Тобольскій Гермогенъ) и посылаете священниковъ на грязныя работы. Вы наложили свою руку на церковное достояніе, собранное поколѣніями вѣрующихъ людей, и не задумались нарушить ихъ посмертную волю. Вы закрыли рядъ монастырей и домовыхъ церквей безъ всякаго къ тому повода и причины. Вы заградили доступъ въ Московскій Кремль — это священное достояніе всего вѣрующаго, народа. Вы разрушаете исконную форму церковной общины — прихода, уничтожаете братства и другія церковно-благотворительныя и просвѣтительныя учрежденія, разгоняете церковныя епархіальныя собранія, вмѣшиваетесь во внутреннее управленіе Православной Церкви. Выбрасывая изъ школъ священныя изображенія и запрещая учить въ школахъ дѣтей вѣрѣ, вы лишаете ихъ необходимой для православного воспитанія духовной пищи.

„И что еще скажу? Не достанетъ мнѣ времени" (Евр. 11, 32), чтобы изобразить всѣ тѣ бѣды, который постигли нашу родину. Не буду говорить о распадѣ нѣкогда великой и могучей Россіи, о полномъ разстройствѣ путей сообщенія, о небывалой продовольственной разрухѣ, о голодѣ и холодѣ, которые грозятъ смертью въ городахъ, объ отсутствіи нужнаго для хозяйства въ деревнѣ. Все это у всѣхъ на глазахъ.

Да, мы переживаемъ ужасное время вашего владычества и долго оно не изгладится изъ души народной, омрачивъ въ ней образъ Божій и запечатлѣвъ въ ней образъ звѣря. Сбываются слова пророка: „Ноги ихъ будуть ко злу, и они спѣшатъ на пролитіе невинной крови, мысли ихъ — мысли нечестивыя, опустошеніе и гибель въ стезяхъ ихъ". (Ис. 59, 7).

Мы знаемъ, что наши обличенія вызовутъ въ васъ только злобу и негодованіе, и что вы будете искать въ нихъ лишь повода для обвиненія насъ въ противленіи власти; но чѣмъ выше будетъ подыматься „столпъ злобы" вашей, тѣмъ вѣрнѣйшимъ будетъ то свидѣтельствомъ справедливости нашихъ обвиненій.

Не наше дѣло судить о земной власти; всякая власть отъ Бога допущенная, привлекла бы на себя наше благословеніе, если бы она воистину явилась „Божіимъ слугой" на благо подчиненныхъ и была „страшная не для добрыхъ дѣлъ, а для злыхъ" (Рим. 13, 34). Нынѣ же къ вамъ, употреблящимъ власть на преслѣдованіе ближнихъ и истребленіе невинныхъ, простираемъ мы наше слово увѣщанія: отпразднуйте годовщину вашего пребыванія у власти освобожденіемъ заключенныхъ, прекращеніемъ кровопролитія, насилія, разоренія, стѣсненія вѣры; обратитесь не къ разрушению, а къ устроенію порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный имъ отдыхъ отъ междоусобной брани. А иначе взыщется отъ васъ всякая кровь праведная, вами проливаемая (Лк. 11, 51) и оть меча погибнете сами вы, взявшіе мечъ. (Мѳ. 26, 52).


ТИХОНЪ, Патріархъ Московскій и всея Россіи.

25 октября 1918 года.




1. ПОСЛАНIЕ СВЯТѢЙШАГО ПАТРИАРХА ТИХОНА ОБЪ АНАѲЕМАТСТВОВАНIИ БОЛЬШЕВИКОВЪ

3. ПОСЛАНІЕ СВЯТѢЙШАГО ПАТРІАРХА ТИХОНА ПО СЛУЧАЮ ЗАКЛЮЧЕНІЯ БОЛЬШЕВИКАМИ БРЕСТЪ-ЛИТОВСКАГО МИРА.










РОССИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Архиепископ Виктор, Славянский и Южно-Российский