ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
«Да воскреснет Бог и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его».
Возлюбленные отцы, братья и сестры!
Наконец-то мы вновь дождались прихода к нам Пасхи Христовой. Вновь слышим вместо обычного приветствия радостное известие: «Христос Воскресе!» Радостью в эти дни исполнена даже вся природа, как и человеческий и ангельский мир. Но в чем глубинная причина этого? Под словом ПАСХА мы в первую очередь понимаем «освобождение», как некогда в древности было освобождение Израиля из египетского рабства, или вывод Спасителем грешников из ада. Естественно мы видим свою, дарованную нам свободу и проявляем по этому поводу радость. Однако наряду с обретением свободы от гнета греха и всего связанного с ним, Христос Спаситель своим жертвенным крестным подвигом соединил нас с Богом, открыл путь вечного восхождения к совершенству - к уподоблению Богу со всеми радостями, связанными с этим. И еще множество святых благ получили мы чрез крестную жертву Христа Бога, какие будут все больше раскрываться в будущих веках. Апостол Павел говорит о великой непостижимой милости Божией, явленной победой Христа над человекоубийцей дьяволом: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человека, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор.2,9).
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
«Да воскреснет Бог и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его».
Возлюбленные отцы, братья и сестры!
Наконец-то мы вновь дождались прихода к нам Пасхи Христовой. Вновь слышим вместо обычного приветствия радостное известие: «Христос Воскресе!» Радостью в эти дни исполнена даже вся природа, как и человеческий и ангельский мир. Но в чем глубинная причина этого? Под словом ПАСХА мы в первую очередь понимаем «освобождение», как некогда в древности было освобождение Израиля из египетского рабства, или вывод Спасителем грешников из ада. Естественно мы видим свою, дарованную нам свободу и проявляем по этому поводу радость. Однако наряду с обретением свободы от гнета греха и всего связанного с ним, Христос Спаситель своим жертвенным крестным подвигом соединил нас с Богом, открыл путь вечного восхождения к совершенству - к уподоблению Богу со всеми радостями, связанными с этим. И еще множество святых благ получили мы чрез крестную жертву Христа Бога, какие будут все больше раскрываться в будущих веках. Апостол Павел говорит о великой непостижимой милости Божией, явленной победой Христа над человекоубийцей дьяволом: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человека, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор.2,9).
И вот тут мы пришли к раскрытию того, каким образом Христос Спаситель совершил победу над тьмой, плодами которой мы пользуемся и радостно благодарим Бога. Радость пасхальная суть следствие, плоды, а причиной ее является именно победа в жестокой борьбе над адом и смертью, над сатаной и царством его. И борьба эта ведется не один миг, но возможно триллионолетия. Она явилась вторым законом тварного бытия, встав в ряд с заданным от Творца путем вечного совершенствования. Явление в мир зла и связанная с ним борьба наложили свой отпечаток на тварный мир, вызвав многие побочные явления и особые промыслительные действия со стороны Бога. Составной частью действий в этой борьбе со злом является сотворение видимого мира, и в частности, нашей планеты Земля, сотворение человека и попущение его грехопадения до размножения, чтоб в конце времен последним победителем сил зла явился не могущественный архистратиг, а немощный, испорченный грехом человек. В целях этой победы было обещано падшим прародителям, что от жены родится Семя, Которое сотрет голову змея-искусителя. Человечество росло и размножалось. Не спал и сатана, строя свое царство, стараясь своими происками совратить его и подчинить себе. Люди изнывали от его гнета. Наконец родился от Пресвятой Девы Сам Бог – Творец Сын Божий, о радостном явлении чего возвестили Ангелы. Сатана увидел свою приближающуюся погибель и хотел уничтожить младенца Христа руками злочестивого царя Ирода. Пришлось Господа спасать бегством в Египет. Перед выходом Христа на победоносную проповедь сатана делает новую попытку победить Его, искушая в пустыне. Он предлагает Ему свой метод порабощения мира: сотворить из камня хлеб, есть Самому и купить им человечество, приведя в подчинение без должного перерождения для Царства Небесного. Христос отвергает это. Тогда дьявол предлагает второй дьявольский вариант. Он показал Христу все царства вселенной, выдавая их подвластными себе, и обещая подарить Ему, если Он поклонится ему, т. е. войдет в царство сатаны, как подчиненный, соединится «экуменически» с ним. И это Спаситель отверг, показав Себя верным Богу Отцу. Тогда сатана выставляет еще третий дьявольский метод порабощения мира: явиться громовержцем, запугать всех своим божественным величием. Но получив божественное порицание – «не искушай Господа Бога твоего» отошел от него «до времени», побежденным.
Далее во время всемирной проповеди сатана постоянно боролся со Христом, посылая к нему искусителей - своих слуг фарисеев и книжников. В итоге вся жизнь Христа была борьбой с дьяволом и всегда победоносной. Он говорил Своим ученикам: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию». «Я победил мир». «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон». И наконец, пришло время основного победоносного сражения Христа с дьяволом, победу, в которой мы сегодня опять празднуем сегодня.
Мы много читали последние три дня о страстях Христовых, о каких Он неоднократно предсказывал Ученикам. Это сражение началось в Гефсиманском саду во время Его моления ко Отцу. Это была психологическая пытка, внутренняя война Сына Божия со Своей человеческой немощью, в какой требовалось высшее напряжение духовных сил. С него тек во время молитвы пот, смешанный с кровью. Что происходило в душе Спасителя в этот момент, что представлялось пред Его всеведением нам понять, видимо, невозможно. Здесь являлось необычное чувство богооставленности, предоставленность человеческому естеству самому себе. Здесь явно подступил вновь к Нему дьявол, оставивший своими искушениями «до времени». Одновременно истязало Его хорошее знание сущности смерти «за грехи всего мира», и ясное видение того мира, за какой Он шел распинаться. Можно сказать, Он уже в Гефсимании совершил часть крестных страданий. И уже через несколько часов пришлось Ему видеть с креста этих «искупляемых», какие вопили: «сойди с креста, если Ты Сын Божий». Здесь была явлена высшая жертвенная Любовь на кресте и лютая сатанинская злоба, повесивших на крест Любовь и Истину, и беспредельную Святость. И здесь именно на кресте была произведена высшая победа Любви над провозглашенным дьяволом могуществом зла.
Но, к сожалению, зло не исчезло и до сего дня продолжается борьба Христа и Его людей с этим злом, к тому же с нарастающей силой, с ожиданием торжества его во всем мире. Вот и сегодня к нашей пасхальной радости примешивается горечь торжества зла, знание о той ненависти, какую создал между двумя частями Русского народа новый Ирод и, возможно, будущий антихрист. Но да не омрачит нам ничто радости во Христе, ибо мы верим в будущее воскресение мертвых и жизни будущего века. Ап. Иоанн пишет в Первом послании: «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера ваша». И еще от себя скажу, верую в то, что «удерживающим» приход антихриста является теперь уменьшившаяся, но живая Церковь Христова, к какой мы все принадлежим. Нам, этому малому остатку, дано противостоять грядущему антихристу, не страшась всех его козней. Аминь.
+ Архиепископ Виктор, Славянский и Южно-Российский.