Православное Обозрение № 26 - ВЪ АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВИ

Православное Обозрѣнiе

№ 24 Декабрь 1958 г.

ВЪ АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВИ

ЛАМБЕТСКАЯ КОНФЕРЕНЦIЯ

Въ этомъ году въ августѣ мѣсяцѣ подъ предсѣдательствомъ Джофрей Фишера, Архiепископа Кептербюрiйскаго засѣдалъ Соборъ изъ 310-ти англиканокихъ архiепископовъ и епископовъ, съѣхавшихоя въ Англiю съ 46-ти странъ. Обыкновенно Ламбетскiя конференцiи созываются черезъ каждыя десятъ лѣтъ, начиная отъ 1867 года, когда была первая конференцiя, собравшаяся въ Ламбетскомъ дворцѣ въ Лондонѣ, мѣстожительствѣ примаса англиканокой Церкви, англиканскомъ Ватикавѣ.

Всѣ епископы, члены собора вошли въ пять разныхъ комиссiй, которыя по предметамъ ихъ изученiя затронули пять важныхъ вопросовъ: — о Библiи, объ единствѣ Церкви, о развитiи англиканской вѣры, о семьѣ въ современномъ обществѣ.

Въ окружномъ посланiи къ паствѣ Соборъ выразилъ вкратцѣ всѣ свои главныя мысли, которыя затѣмъ подроно изложилъ отдѣльными докладами и въ резолюцiяхъ.

О Библiи ничего существенно новаго Соборъ не сказалъ, а толъко еще разъ подтвердилъ свой протестантскiй взглядъ на ея исключителъный авторитетъ, въ чемъ англиканокое вѣроисповѣданiе видитъ свой единствепный фундаментъ. Соборъ затѣмъ приглашаетъ всѣхъ ближе лично познакомиться со Священнымъ Писанiемъ, а пастырей проситъ упражнять свое воображенiе для изысканiя новыхъ жизненныхъ способовъ объясненiя Библiи.

Комиссiя, изучающая единство церкви, очень осторожно выразила пожеланiя объединенiя церквей, и предвидитъ таковое по двумъ варiантамъ: — когда есть полное общенiе въ Таинствахъ и когда нѣтъ полнаго, а существуютъ разныя другiя виды общенiя, которыя комиссiя назвала — взаимнымъ общенiемъ.

Затѣмъ идетъ перечисленiе разныхъ въроисповѣданiй и странъ, по адресу которыхъ или выносится благодарность за попытки объединенiя или высказываются пожеланiя о слiянiи англиканокой вѣры съ пресвитерiанами или съ объединенными церквами. Красной нитью проходитъ однако мысль, что единенiе церквей есть дѣло будущаго, а потоиу въ ожиданiи Божiяго указанiя, Соборъ приглашаетъ всѣхъ англиканъ держаться своей вѣры и прибѣгать въ нуждахъ только къ своимъ англиканокимъ пастырямъ.

Въ этомъ вопросѣ объединенiя замѣчается большая осторожность, диктуемая сознанiемъ опасности въ случаѣ объединенiя англиканства съ пресвитерiанами и, въ особенности, съ такъ называемыми объединенными церквами, потерять мiровой престижъ одной изъ трехъ крупныхъ христiанскихъ религiй и сойти на роль просто большой секты въ родѣ баптистовъ или даже iеговистовъ.

Комиссiя представившая Собору картину развитiя англиканской церкви приглашаетъ имонемъ Собора всѣхъ своихъ чадъ — духовенство и мiрянъ принять дѣятельное участiе въ широкой миссiонерской работѣ и старатъоя больше не видѣть гранницы между родиной и заграницей. Разсмотрено множество чисто внутреннихъ англиканскихъ вопросовъ: изданiе новаго пересмотрiннаго молитвенника, порядокъ помѣщенiя именъ святыхъ въ церковный календарь, обезпеченiе богословскихъ колледжей, возстановленiе дiаконскаго чина по древней церковной практикѣ, а не только какъ переходная степень къ священству; и наоборотъ утвержденiе чтецовъ просто какъ должностныхъ лицъ, но не какъ чинъ церковной iерархiи. Много вниманiя комиссiя удѣлила роли Англиканской церкви какъ миротворительницы среди своихъ чадъ и среди народовъ мiра.

Наконецъ, послѣдняя комиссiя о семьѣ въ современномъ обществѣ предлагаетъ совѣты семьямъ, явно избѣгая законодательнаго тона и не ставя никакихъ вѣхъ. Неизбѣжно комиссiя затронула модныя, но по православнымъ понятiямъ чуждыя Церкви, темы о сексѣ, о регулированiи дѣторожденiя. Такiя проблемы у насъ рѣшаетъ духовникъ съ кающимся грѣшникомъ и мы считаемъ излишнимъ разбираться въ этихъ срамныхъ вопросахъ, давно разрѣшенныхъ Вселецскими Соборами.

Во всѣхъ резолюцiяхъ и докладахъ англиканскаго Собора православный человѣкъ тщетно бы искалъ твердыхъ и ясныхъ указанiй, которыя какъ бальзамъ принимаетъ православная душа, когда, напримѣръ, слышыишь такъ увѣренно звучащее "Аще кто епископъ или пресвитеръ, или дiаконъ святый день Пасхи прежде весенняго равноденствiя съ iудеями праздновати будетъ: да будетъ изверженъ отъ священнаго чина". Ламбетскiй соборъ ставитъ себя на положенiе объясняющаго учителя, совѣтника и, конечно, въ его резолюцiяхъ не услышишь ни аще, ни тѣиъ болiе да будетъ... Передъ нами книга дѣянiй Ламбетскаго собора 1958 года. Сначала, когда читаешь первую страницу, невольно охватываетъ нѣкiй трепетъ и чувство вселенской соборности. Текстъ величественно гласитъ: "Мы архiепископы, епископы Святой Кафолической Апостольской Церкви, числомъ 310 изъ 46 странъ собравшись... въ годъ отъ Рождества по плоти Господа привѣтствуем васъ именемъ Господа нашего Иисуса Христа. Но затѣмъ это первое чувство постепенно таетъ отъ послѣдующаго тона всего Собора, не дающаго твердаго указанiя, въ которомъ такъ нуждаетоя весь мiръ. Съ другой же стороны въ докладахъ есть много интересныхъ мыслей богословскаго и нравственнаго характера, проникнутыхъ логикой и здравымъ смысломъ.

Copyright by Orthodox Digest  1958



Эта статья опубликована на сайте РОССИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
https://rusoc.org/