Православное Обозрение № 22 - Кардинал Сегура

Православное Обозрѣнiе № 22   

КАРДИНАЛЪ  СЕГУРА

Самый строгiй изъ iерарховъ Испанiи, несомнѣнно, кардиналъ Сегура, архiепископъ Севилiи, семидесятитрехлѣтнiй старикъ гроза всѣхъ либераловъ.

Въ духовномъ обликѣ этого кардинала есть чтото симпатичное для насъ православныхъ. Онъ неоднократно мужественно выступалъ противъ сильныхъ мiра сего, когда осуждалъ языческiе обряды своего правитель ства и испанской „фаланги", регулярно организуемые въ честь воиновъ, павшихъ на полѣ брани за Испанiю.

Мы вполнѣ раздѣляемъ мысли кардинала, который вообще ополчается противъ современнаго почитанiя убiенныхъ воиновъ, когда въ этихъ церемонiяхъ отсутствуеть хрнстiанская молитва.

Сейчасъ кардиналъ Сегура очень смущенъ выступленiемъ по радiо въ его епархiи нѣкоего священника Венасiо Маркосъ, члена монашескаго ордена Непорочнаго Зачатiя.

Сей монахъ дѣйствительно бросаетъ въ эфиръ довольно соблазнитель» ныя мысли. „Танцевать само по себѣ не грѣшно. Если бы танцевать было грiшно, то всѣ бы епископы во всемъ мiрѣ запретили бы танцы. . . Но запрещенiе танцевъ можетъ именно нзвести на тѣ грѣхи, съ которыми мы боремся".

Надо сказать, что кардиналъ запретилъ въ своей епархiи всякiя танцы, даже на дому, и, конечно, такiя заявленiя монаха Маркоса заставили кардинала написать окружное посланiе, которое было прочитано во всѣхъ приходахъ его епархiи. Посланiе гласило что „запрещается всѣмъ прихожанамъ слушать по радiо о. Маркоса и даже обсуждать его мысли. Священникамъ запрещается отпускать грѣхи прихожанамъ, не давшимъ обѣщанiе не слушать выступленiя по радiо отца Маркоса".

Странный обороть у католиковъ принялъ весь этотъ вопросъ съ танцами.

Съ православной точки зрѣнiя и кардиналъ, и монахъ Маркосъ — оба неправы. Если запрещать танцы особымъ запрещенiемъ эксъкатедра, то надо также запретить табакокуренiе, современный видъ спорта, моду, театръ, телевизiю, да намъ и не неречислить всего того, что не только не имѣетъ никакой духовной цѣнности, но и просто вредитъ нашему спасенiю.

Противъ всѣхъ этихъ погрѣшностей православные пастыри не составляютъ особыхъ каноновъ, ибо знаютъ, что въ сокровищницѣ своего ученiя Церковь всемъ своимъ духомъ, всемъ складомъ своей жизни, своего ученiя органически научаетъ своихъ чадъ уклоняться отъ всѣхъ этихъ праздныхъ и часто вредныхъ занятiй. Поэтому все свое старанiе они прилагаютъ къ тому, чтобы ихъ прихожане сердцемъ воспринимали св. Православiе, которое непремсѣнно подскажетъ имъ не танцевать, не курить и проч.

Святитель Өеофанъ Затворникъ въ своемъ письмѣ къ одной дѣвушкѣ такъ пишетъ о театрахъ: „Театры придуманы правительствомъ для тѣхъ, кои не ищутъ спасенiя, чтобы они не предались злѣйшему какому пороку; для ищущихъ спасенiя есть Церковь, гдѣ не представительно, а самымъ дѣломъ Господь, ангелы и всѣ святые общаются съ нами".

Эту мудрую мысль можно приложитъ тоже и къ танцамъ.

У кардинала, безусловно, твердые принципы, но онъ страдаетъ духовной неразсудительностью и лишаетъ себя возможности поставить своихъ слабыхъ курящихъ, танцующихъ чадъ на путь спасенiя, съ любовью увѣщевая ихъ любить воздержанность и цѣломудрiе, которое, исходя изъ самыхъ глубинъ человѣческаго сердца, наложитъ печать скромности не только на всѣ ихъ чувства и слова, но даже на всѣ ихъ члены, движенiя. походку, т. е. на весь ихъ обликъ.

По отношенiю монаха Маркоса мы вынесемъ болѣе строгое сужденiе. Его выступленiя по радiо носятъ грустный характеръ духовнаго опортунизма, примѣрами котораго такъ богатъ католицизмъ въ особенности, когда сей монашествующiй прелатъ разбираегь такiе не монашескiе соблазнительные вопросы: „Съ тѣхъ поръ, какъ женщины стали женщинами, капризныя измѣненiя въ модѣ вторгались каждый разъ въ общество съ такимъ же шумомъ, какъ толчки землетрясенiя. Ничто не способно учразднить моду и совершенно напрасно накладывать на нее цензурную строгость съ высоты кафедры. . . Можеть ли кто утверждать, что какаянибудь женщина утратила вѣру только потому что она носитъ платье безъ рукавовъ".

Церковь, конечно, можетъ требовать отъ своихъ прихожанокъ быть скромными въ ихъ одѣянiяхъ, въ особенности въ храмѣ Божiемъ: женщина должна являться въ церковь съ покрытой головой и въ скромномъ платьѣ съ длинными рукавами въ память нашихъ первородителей Ада ма и Евы, которые прикрыли свою нагогу оть глубокаго инстинктивнаго желанiя прикрыть свой грѣхъ.

О. Маркосъ своими выступленiями теряетъ всякiй авторитетъ духовнаго вождя, ибо поддѣлывается подъ испорченный нравъ слабыхъ современныхъ христiанъ. Онъ, можетъ быть, сначала понравится, какъ нравится свѣтящая ракета, но какъ эта же ракета, его успѣхъ угаснегь, и въ сердцахъ тѣхъ, кто ему еще вчера апплодировалъ, не останется даже простого къ нему уваженiя.

Copyright by Orthodox Digest  1954



Эта статья опубликована на сайте РОССИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
http://rusoc.org/